Рецензии на аниме

Рецензия на аниме «Судзуме, закрывающая двери» / Suzume no Tojimari (2022) — трейлеры, дата выхода

Рецензия на аниме «Судзуме, закрывающая двери» / Suzume no Tojimari (2022) — трейлеры, дата выхода

Мой школьный ромком складывается не так, как ожидалось

Режиссёр Макото Синкай в интервью, посвящённых его последней работе «Судзуме, закрывающей двери», часто говорил о том, что это аниме о следах, оставленных глобальными природными катаклизмами в Японии. И действительно, на протяжении фильма его герои сталкиваются с последствиями оползней на острове Кюсю, землетрясений в Токио, аварии на атомной электростанции Фукусима.

Не менее печальная тема, которая очевидно волнует автора, — депопуляция Японии. В заброшенных локациях, где развивается сюжет, есть особая красота. Но эта красота разрушения, декаданса. В реальности покинутые людьми места давно уже стали приметой времени для Страны восходящего солнца.

Читатель, пробежав глазами первые два абзаца. может подумать, что Синкай снял нечто грустное или претенциозное. Или и то, и другое одновременно. Удивительно, но нет. Ситуацию спас юмор.

Вообще, с юмором в фильмах Синкая обычно не очень. Работы его первого, меланхолично-медитативного периода шуток не содержали вовсе. Аниме, снятые позднее, отличались жизнерадостным тоном, но на территорию комедии надолго старались не заходить.

«Судзуме» стоит особняком. Вся первая половина фильма — это честная комедия про то, как старшеклассница встретила красивого юношу, а он обернулся стулом и ускакал от неё на трёх ножках в закат. Вот уж точно, её школьный ромком складывался не так, как ожидалось.

В нагрузку к общему безумию идёт обаятельное роуд-муви с выпуклыми и приятными персонажами. Это новый, нетипичный Синкай. Увы (или к счастью — кому как), переваливая за экватор, повествование прочно встаёт на знакомые всякому, кто смотрел «Твоё имя» или «Дитя погоды», рельсы с предсказуемыми для работ режиссёра сюжетными ходам и их разрешением: фантастическое разлучение влюблённых, поиск выхода из, казалось бы, безнадёжной ситуации… В «Судзуме» последнее сопровождается битвой с силами природы.

Сцена сражения отсылает к японской мифологии. Обитающие под землей черви, которые могут вызывать катаклизмы, это драконы. Колебания их тел, по мысли древних жителей архипелага, вели к землетрясениям. А «краеугольные камни», принявшие вид милых котиков, не что иное, как «ками», языческие боги Японии. Именно к ним, кстати, обращаются перед закрытием дверей герои «Судзуме».

Синкая когда-то укоряли в том, что он уделяет больше времени проработке чайника на плите, чем характеров. И доля истины в этом упрёке была: персонажи ранних фильмов режиссёра отличались ходульностью. В «Судзуме» эту претензию можно предъявить, пожалуй, лишь Щоте, который являет собой типичный для аниме образчик целеустремлённого героя.

А вот Судзуме вышла отличной. Она и неуклюжая, и импульсивная, и глубоко печальная, и очень смелая. Замечательно выписана тётя девочки Тамаки с её жёсткой прямотой, вечно неустроенной личной жизнью и почти родительской обеспокоенностью. Под конец фильма сердечко зрителя и вовсе крадёт второстепенный персонаж. Друг Щоты Серидзава, хоть и несколько карикатурный, обаятелен. Его любовь к старой японской попсе и броская, но вечно ломающаяся машина создают образ успешнее, чем пафосные клятвы защитить близких.
В общем, Синкай научился создавать по-настоящему живых персонажей с помощью деталей. И это верно не только для центральных героев, но и для тех, кто топчется на заднем плане. Поэтому все небольшие знакомства, которые Судзуме заводит в своём путешествии по Японии, остаются в памяти зрителя.

Визуальные красоты, которыми так известны работы Синкая, на месте. Небеса, облака, капли дождя, травинки, водная гладь по-прежнему нарисованы мастерски. Но в какой-то момент закрадывается мысль, что всё это уже не производит былого впечатления. Скорее всего, причиной является смена динамики фильмов режиссёра. Раньше повествование в них развивалось медитативно, потому зрители получали шанс вволю налюбоваться каждым вторым предметом в окружении героев. Теперь сюжет мчится к финалу на всех парах. Тут уж не до разглядывания тучек и проводов.

Синкай действительно уже не тот. В этом выражении нет осуждения, наоборот — это свидетельство того, что мастер развивается, а не стоит на месте. Можно одобрять или не одобрять направление этого развития, но уважать авторскую позицию Синкая стоит.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»